ПОЛУЧИТЕ ЧЕК-ЛИСТ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ДИЗАЙНУ ПО НАНЕСЕНИЮ МАРКИРОВКИ

Скачать чек-лист
Современные виды упаковки молочной продукции

Современные виды упаковки молочной продукции

2.2.2021

Автор: Liton

В статье мы расскажем:

  1. 7 требований к упаковке молочной продукции
  2. Маркировка упаковки
  3. Основные виды упаковки молока и молочной продукции
  4. Способы закрытия/открытия емкостей
  5. Рекомендации по выбору упаковки
  6. 3 идеи дизайна упаковки молочной продукции

Виды упаковки молочной продукции на сегодняшний день разнообразны. Какой именно вариант использовать, решает производитель, принимая во внимание предпочтения потребителей, но одновременно отталкиваясь и от собственных возможностей. Тут нужно искать золотую середину.

В то же время любая из разновидностей упаковки молочной продукции обязана соответствовать определенным требованиям законодательства, а также быть экономически выгодной. В последнем случае огромную роль играет не только вид тары, но и ее дизайн. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

7 требований к упаковке молочной продукции

1. Молоко и молочные продукты, готовые к отправке на реализацию в торговые точки, должны быть упакованы в такую тару, которая соответствует экологическим нормам. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, устанавливает требования к упаковке для контакта с пищевыми продуктами и для поддержания надлежащего качества молочных продуктов на весь срок их годности.

2. Молочные продукты для маленьких детей расфасовываются только в мелкую тару, не превышающую следующий объем:

  • 1 кг – сухая молочная продукция (смеси из молока, прикармливающие продукты, продукты быстрого приготовления, молочные каши);
  • 0,2 л – жидкие адаптационные смеси;
  • 0,25 л – молоко для питья, сливки для питья, кисломолочные продукты;
  • 0,1 кг – молочные продукты в виде пасты для детей, включая творожную продукцию.

3. Продукты на молоке для дошкольников и школьников должны быть герметично запакованными. Так же продукция в жидком виде выпускается в таре, объем которой не более 2 л, объем упаковки детских продуктов в виде пасты не должен превышать 200 г (чтобы порционно употреблять прямо в пищу).

7 требований к упаковке молочной продукции

4. Неупакованные скоропортящиеся молочные продукты нельзя отпускать в тару покупателя на развес.

5. Молочные продукты в развесном виде продавец или изготовитель должны упаковывать, сохраняя их безопасность и органолептические свойства.

6. Согласно статье 36 Федерального закона, молочные продукты на упаковке должны иметь маркировку, этикетку и, если надо, листок-вкладыш или ярлык с информацией для покупателя.

7. Молочные продукты с нарушенной целостью упаковки подлежат возврату.

Маркировка упаковки

Изготовитель должен размещать на упаковке следующую информацию: название товара, массу нетто, дату производства, срок годности, штрих-код и пр. Правила маркировки тары указаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), действующем в России с 1 июля 2012 года.

guseva

Любовь Михайловна Гусева

Директор и основатель ООО «Литон»

Пакет документов для скачивания от
основателя

С января 2021 года запускается система маркировки молочных товаров, и с 1 мая 2021 года она становится обязательной. Как производителям, так и тем, кто занимается реализацией данного вида продукции, придется внести в свою работу некоторые поправки.

Именно поэтому мы сделали подборку самых полезных документов о маркировке молочной продукции Вам в помощь. Это бесплатно. Скачивайте и пользуйтесь уже сегодня!

Вот некоторые правила маркировки тары, указанные в документе:

  • цифровая и/или буквенная маркировка материала, из которого сделана упаковка, пиктограмма и символ, как требует документ;
  • советы производителя: «Употреблять охлажденным!», «После вскрытия хранить не более суток» и др.;
  • пищевая и энергетическая ценность;
  • данные о том, сколько максимально содержится в жире продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и т. д.

Основные виды упаковки молока и молочной продукции

Сегодня мы имеем множество видов упаковки молока и молочной продукции, поэтому потребителю трудно самостоятельно выбрать продукт и ему приходится подолгу стоять у молочной полки. Рассмотрим три основные категории тары:

  • Мягкая (или гибкая) упаковка молока.

Мягкая (или гибкая) упаковка молока

Как правило, это трехслойная пленка на основе полиэтилена, внешний слой которой оптимизирован для нанесения печати, средний слой определяет физико-механические свойства пленки (стойкость к проколу, растяжению, смятию), а внутренний слой контактирует непосредственно с продуктом. Внутренний слой может быть окрашен в белый, серый, либо черный цвет.

Существует ошибочное мнение, что цвет внутреннего слоя может каким-либо образом влиять на срок хранения продукта, или, например, что черный или серый цвет защищает продукт от воздействия ультрафиолетовых лучей. Это не более, чем просто миф. Иначе молоко в прозрачных стеклянных или пластиковых бутылках мы не встречали бы на продуктовых полках в супермаркетах. И вообще,  как часто вы храните молоко под прямыми солнечными лучами? На срок хранения молочного продукта цвет внутреннего слоя пленки не оказывает никакого влияния. Обычно выбор цвета внутреннего слоя обусловлен всего лишь особенностями дизайна упаковки.

Монокомпонентность состава молочной пленки также имеет преимущества перед другими видами упаковки – сложно представить более удобный в переработке и повторном использовании вид упаковки. Сейчас, при растущем тренде на экологичное и заботливое отношение к нашей планете это особенно актуально.

Чаще всего продукт в такой упаковке  имеет небольшой срок хранения и вызывает большее доверие потребителя, чем продукт с длительным сроком хранения, так как воспринимается как более «натуральный». Именно поэтому молочная пленка является одним из самых популярных видов упаковки для молока среди молочных заводов.

  • Полужесткая упаковка из комбинированных материалов.

Это известная всем упаковка в картонную коробку по технологии пюр-пак.

Такая упаковка только на 75% состоит из картона, оставшиеся 20% - это полиэтилен, и 5% - алюминиевая фольга.

Как правило, такая упаковка состоит и 6 слоев:

  1. Полиэтилен – выполняет функцию защиты самой упаковки и печати от влаги.
  2. Картон – выполняет роль жесткого каркаса.
  3. Полиэтилен (для соединения со следующим слоем).
  4. Алюминиевая фольга. Этот слой защищает продукт от проникновения запахов и кислорода.
  5. Полиэтилен (для соединения со следующим слоем).
  6. Пищевой полиэтилен. Этот слой контактирует непосредственно с продуктом и выполняет функцию дополнительной герметизации упаковки.
  • Упаковка в стакан с крышкой.

Очень популярным и функциональным видом упаковки является стакан, изготовленный из полистирола, полипропилена или ПЭТ.

Упаковка в стакан с крышкой

В стакан с крышкой, как правило, фасуют йогурт, сметану, десерты, творог, и даже масло.

Упаковка в пластиковый стакан с крышкой популярен не только для упаковки молочных продуктов – например, часто в него фасуют снеки, сухофрукты, семечки и другие пищевые продукты.

Преимуществом пластикового стакана как вида упаковки можно назвать его герметичность и устойчивую форму, широкие возможности для декорирования. Стакан можно изготовить в любом цвете (обычно это прозрачный или белый стакан), а также есть возможность различных видов декорирования:

  • Печать флексографическим способом (6-8 цветов)
  • Декорирование в слив-этикетку с полноцветной печатью
  • Декорирование картоном с полноцветной печатью.

Как правило, стакан запаивается металлической платинкой, что обеспечивает продукту герметичность, и иногда дополнительно накрывается крышкой-нахлобучкой.

Упаковка в стакан с крышкой

Давно привычные стеклянные бутылки и банки как вид упаковки для молока и молочной продукции отживают свое. Их главным минусом является более короткий срок хранения продукции (на 36 часов меньше). Также довольно неудобной является транспортировка стеклянной тары.

Способы закрытия/открытия емкостей

При выборе вида упаковки молочной продукции производитель должен также учитывать способ ее открывания, а также уровень удобства вскрытия тары для покупателя. В наше время существуют разные способы закрытия/открытия тары для молочных продуктов. Самые популярные:

  • Перфорация – отгибаются верхние углы пакета. После того как вы расправили уголки, упаковку нужно оборвать по линии.
  • Отрывной ярлычок – позволяет открыть упаковку, не пользуясь ножницами, а затем позволяет заклеить отверстие для питья на пакете.
  • Пластиковая крышка – многоразовая, сделана из полипропилена, ее очень просто открыть и закрыть.
  • Крышка обтекаемой формы – издает щелчок при открытии. В открытом положении стоит вертикально и не теряется. Мембрана под ней гарантирует, что упаковка прежде не вскрывалась.
  • Отверстие для соломинки – пакет прокалывается в определенном месте, что очень удобно для питья.

Пластиковые стаканчики имеют различные способы открытия/закрытия: платинка для запайки для герметичности продукта и в некоторых случаях дополнительная крышка-нахлобучка. Сейчас, например, набирает популярность крышка с ложкой или крышка с трубочкой. Производители молочных продуктов борются за внимание потребителя, и удобство использования упаковки играет в этом не последнюю роль.

Крышка с ложкой

Рекомендации по выбору упаковки

Предлагаем несколько советов по выбору упаковки молока и кисломолочной продукции. Производители полимерной тары сейчас обладают различными решениями по увеличению срока хранения продукции. Самые популярные:

  • Молоко и напитки на его основе.

Молоко очень чувствительно к микроорганизмам, поэтому производители не должны допустить их попадания в него. В этом случае наиболее безопасными являются:

  • гибкая упаковка (молочная пленка);
  • полупрозрачные или белые канистры из ПЭТ;
  • комбинированные пакеты из картона;
  • прозрачные бутыли из полиэтилентерефталата.

Кстати гибкая упаковка имеет ряд преимуществ:

  • Логистика (занимает меньше всех места при транспортировке = реже поставки = экономия на логистике).
  • Цена (молоко, проданное в пленке для молочного предприятия приносит бо́льшую рентабельность, т.к. единица упаковки значительно дешевле).
  • Привлекательность для потребителя (молоко с меньшим сроком годности воспринимается как более «натуральное», «без консервантов»).
  • Экологичность (монокомпонентность).

Молоко и напитки на его основе

  • Густые кисломолочные продукты.

Такие продукты, как сметану, йогурт, ряженку, традиционно разливают в тару из ПС либо ПП (стаканчики, бутылки, контейнеры), имеющую белый цвет. Кисломолочные продукты могут расслаиваться и терять товарный вид, а непрозрачная стенка защищает от воздействия солнца и маскирует содержимое. Но коробки из картона и молочную пленку также используют.

  • Творог и сливочное масло.

Для этого вида молочной продукции необходима в первую очередь упаковка, устойчивая к масляной среде. Нельзя, чтобы молочный жир попадал наружу. Поэтому для упаковки используют пергамент (в том числе многослойный), фольгу, мелонаполненную бумагу, БОПП-пленку и пластиковую упаковку.

  • Творожные и плавленые сыры.

Для упаковки такой молочной продукции лучше всего подходят контейнеры, баночки и стаканчики из пластика, поскольку данные продукты не имеют твердой формы. Тара закрывается алюминиевой платинкой.

  • Мороженое.

Чаще всего для упаковки мороженого используют БОПП-пленку (флоу-пак), трехслойную молочную пленку для брикетов, пластиковый стакан. При высокой жирности (более 5 %) продукт помещается в стаканчики из полипропилена. Пластиковый стакан герметичен, и обычно сверху закрывается крышкой-нахлобучкой, или крышкой с ложкой.

Пластиковый стакан

Хорошо, если на молочном предприятии проводят асептическую обработку упаковки перед фасовкой. Но это делает не каждое предприятие, кто-то фасует продукт сразу.

Мы часто говорим о том, что пищевую упаковку не стоит покупать дешево. Ведь в первую очередь, на кону репутация молочного предприятия. Упаковка – это точка контакта с потребителем. Недооценивать ее значение ни в коем случае не стоит.

3 идеи дизайна упаковки молочной продукции

Определенных правил по созданию дизайна упаковки для молочной продукции нет. Достаточно, чтобы она была привлекательной для потребителя.

1. Минимализм в упаковке.

Упаковка молочной продукции, как правило, имеет белый цвет. Шрифт обычно выбирают черный с засечками Serif, что делает образ изысканным и завершенным. Логотип оставляют маленьким. Во главе остается сам продукт, напоминая, что важнее всего качество.

2. Образы зеленых лугов.

Производители молочной продукции любят изображать зелень на этикетке. Вид луговых цветов, коров и мельницы побуждает покупателя сделать вывод о том, что продукт, который он видит перед собой, натуральный.

3. Футуризм и технологичность.

Примером интересного решения для создания упаковки может похвастаться семейное предприятие «Братья Чебурашкины». Создатели фирмы применили непривычные для молочной продукции сиреневый и фиолетовый цвета и шрифтовую геометрию. Также упаковка весьма удачно выделяется среди других на молочной полке.

Однако встречается и совсем радикальный креатив. Так, в Лондоне молоко продается в бутылках, имеющих два горлышка, в Новосибирске – в таре из картона, изображающей голову Бэтмена, в Северодвинске молоко упаковывают в черные коробки. В Турции создали упаковку для молока в виде вымени коровы (на фото ниже). Тара с одной стороны причудлива и эргономична, а с другой стороны устойчива за счет четырех «сосков».

Также стоит отметить, в мире, по отдельным оценкам, от 20% до 30% (а в некоторых категориях и до 60%) товаров выпускаются с использованием героев анимационных сериалов и фильмов.

Подытожим, главное при разработке дизайна упаковки для молочных продуктов – это учитывать актуальные тренды потребления. Например, сейчас акуальными являются тренды на:

  • Здоровое пищеварение
  • Перекус = полноценный прием пищи
  • Удобство и экономия времени (формат «2 GO»
  • Экологичность продукта, упаковки
  • «Чистота» состава, отсутствие нежелательных компонентов
  • Особое предложение, посыл (например, лимитированный зимний выпуск)

Знайте своего потребителя и его приоритеты в питании, учитывайте это при разработке нового продукта – и шансы завоевать его расположение неизбежно увеличатся!

Читайте также

Возврат к списку

Скачать каталог